alexjourba: (Default)
[personal profile] alexjourba
1. Медресе Абдулазиз-хана, 1652 - на левой башне (гульдаста) - гнездо аиста


Как и в прошлом посте, в этом я покажу два медресе, стоящих напротив друг друга. Разница и довольно большая - в том, что в отличии от Кош медресе, построенного в правление одного хана за исторически небольшой промежуток времени (1566-1590), эти медресе построены в разное время. Первое, "не заглавное", построено в 1417 году (правда обновлено в 1585), а второе, с которого начну показывать картинки - в 1652 году.
Скажем так - немногое изменилось в структуре этих зданий, в функциональной структуре. То, что менялось - это декор. Медресе Абдулазиз-хана можно даже называть в чем-то "барочным"!


Эти медресе находятся в центре города, они есть на схеме шахристана, которую я приводил в посте о Ляби Хауз. Они - музейные, у входа стоит столик, продают билеты на вход - сразу в два медресе. Билеты действуют два дня, поэтому мы смотрели в 17 марта Медресе Абдулазиз-хана а 18 марта - Медресе Улугбека.

Абд ул-Азиз Мухаммад-хан - или (попросту) Абдулазиз-хан - пятый Аштарханид управлявший Бухарой с 1645 по 1681 года, современник Алексея Михайловича Романова в начале своего правления выигравший войну с Шах Джаханом (строителем Тадж Махала в Агре). Его считают последним из бухарских ханов, способным на строительство "сооружений подобного масштаба", после него - под давлением хорезмийцев и казахов - Бухара постепенно стала терять свое значение и мощь.

Как пишут путеводители (повторяющие один и тот же текст) - медресе Абдуллазиз-хана занимает особое место среди памятников Бухары по богатству художественной отделки. Плафоны покрывает роспись в технике "кундаль" (многокрасочная роспись с позолотой на рельефном орнаменте).

В интерьерах использованы подкупольные системы сталактитов и сложных парусов, а также художественные росписи. В оформлении внутреннего двора и комнат использовался широкий набор приемов декоративного оформления: резная и обливная керамика, кирпичная мозаика, резьба по мрамору, фрески из ганча (вид алебастра) и золочение.

2. Роскошная конструкция внутри портал - это и есть, видимо, "кундаль" по слохному рельефу, сделанному из "ганча" (вот ссылка про ганч)


Вот эти сталактиты - повторяющаяся постоянно тема в узбекских мечетях и медресе. Спросил у музейной девушки о том, что они означают. Отвечает - пророк Мухаммед (Салла-л-Ла́ху алейхи ва саллам!) получил первое откровение, находясь в пещере Хира, поэтому и порталы медресе и их украшение должны напоминать о том, что человек входит в место, предназначенное, как и эта пещера, для уединенного благочестивого размышления.

3. Входной портал целиком


4. Майолика с мотивом цветущего куста в вазе - тема этого медресе, повторяется несколько раз


5. В некоторых случаях вазы сделаны объемными, тут видно (хотя и на других снимках тоже видно) как это медресе потрепано. Оно не то, что потрепано - оно ближе к аутентичному, чем остальные...


Декор Медресе Абдулазиз-хана считают "отражающим тенденцию ослабления давления религиозных запретов со стороны формального Ислама" - наряду с геометрическим орнаментом используются сложные элементы - вазы с цветами, изображения китайского дракона и птицы Симург (не нашел их), к синему добавляется желтый цвет. И опять же считают, что это во-многом "самаркандское влияние", правитель Самарканда - Ялангтуш-бий был инициатором изображения Симургов в декоре мусульманских заведений - он был достаточно сильным, чтобы настоять на некотором смягчении религиозных норм. О нем спорят - был ли он узбек или казах, считают что он родом из Кызыл-орды.

6. Ряды худжр - келий


7. Двор медресе - "четырех-айванный" - это значит, что во двор выходят такие как на снимке "навесы" перед входами в дарсхону - аудиторию для занятий


8. Здесь медресе чуть более обитаемо


9. Напротив входа - портал внутренней мечети


10. Снова сталактиты, здесь без раскраски


11. Майолика над входом


12. Майолика над входом в одну из худжр


13. Расписной "ганчевый" потолок


Стоящее напротив - вернее - через улицу медресе Улугбека - более строгое, геометричное и древнее. Это было первое здание тимуридской традиции, которое мы увидели в Узбекистане (самая мощная и аутентичная тимуридская архитектура - по-моему, некрополь Шах-и-Зинда в Самарканде).
Мирзо Улугбек - внук Тимура правил с 1409 по 1449 год и был астрономом, поэтом, просветителем и так далее. В начале своего правления он "дал старт" строительству трех медресе - в Самарканде (первое здание в комплексе площади Регистан), Бухаре и в Гиджуване - городе неподалеку от Бухары, вверх по долине Зеравшана.

14. Медресе Улугбека, 1417 (перестройка в 1585)


Известны имена архитекторов, работавших на Улугбека - Наджмиддин Бухари и Исмаил Исфагани.
Считается, что именно эти этих медресе стали как бы образцовыми проектами, повторявшимися потом с незначительными (или значительными) модификациями.

15. Над порталами надписи - "Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и мусульманки"


16. "Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери Божьего благословения"


17. Сочетание майолики и кирпича


18. А так выглядит внутренность худжры - первый "хозяйственный" уровень


19. И верхний - жилой, с украшением стен и полочками, свет проникает через теневую решетку, на полу - цыновка


Информация об этих медресе есть здесь, тут, тут, здесь.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

alexjourba: (Default)
alexjourba

June 2017

S M T W T F S
    12 3
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 25th, 2017 02:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios