alexjourba: (Default)
[personal profile] alexjourba
1. Центр комплекса - хауз Диван-беги (то есть что-то вроде "пруд министра финансов") - у его северного берега устроен ресторан, а еще Ляби Хауз - это район туристических гостиниц и хостелов, "здесь все живут"



Для ориентации по Бухаре - и понимания ее структуры я выложил скан туристической схемы ее шахристана - "внутреннего города" и его ближайшего окружения. Крепость эмира (цитадель Арк), площадь Регистан (не путать с самаркандским Регистаном) и комплекс Боло Хауз (о котором я уже писал) - находятся за пределами этой схемы по направлению вверх и влево.

Внутренний город Бухары, я бы сказал - красиво спланирован. Особую роль играют в Бухаре купола (токи) - комбинация перекрестка нескольких улиц, перекрытого куполом (спасающим от жары и непогоды) и торговой галереи. Если вспомнить галерею в Милане (Galleria Vittorio Emanuele II) то вот эти бухарские "токи" - вполне подойдут на роль ее прототипа, если не архетипа)) И, получается, что административных, как бы мы сказали, функций в бухарском шахристане нет (или минимум), а религиозный центр смещен в его юго-западную четверть, от чего только выигрывает, создавая движение (если можно так сказать), уходящее от симметрии куполов и выделения какого-то единого центра.

2. Схема шахристана Бухары и его ближайшего окружения

1 минарет Калян
2 мечеть Калян
3 медресе Мири Араб
4 медресе Сейид Алим-хана
5 ханака Ходжи Зайнутдина (Зайн ад-Дина)
6 купол Токи Заргарон
7 медресе Улугбека
8 медресе Абдулазиз-хана (Абд аль-Азиз-хана)
9 тим Абдулла-хана
10 хамам Бозори-Корд
11 купол Токи Тельпак-Фурушон
12 мечеть Магоки-Курпа
13 ансамбль Ходжа Гаукшон
14 мечеть Магоки-Аттари
15 купол Токи Саррофон
16 ансамбль Ляби-Хауз
17 зиндан

На схеме можно проследить главную водную артерию Бухары - арык Шахруд (переводят как "царская река"), подводящий воду из реки Зеравшан, которая около Бухары фактически заканчивается превращаясь в сеть водоразборных каналов. Арык течет с востока на запад, от правой части схемы к левой, минуя купол Токи Саррофон (15) и комплекс Ходжа Гаукшон (13).

С севера через комплекс Ляби Хауз проходит довольно оживленная трасса - улица Мехтар Анбар, которая отсекает первое здание комплекса - медресе Кукельдаш - от остальных, соответственно для того, чтобы смотреть его, надо подходить к нему специально (мы этого не сделали, а зря - хотя причиной было то, что оно, на первый взгляд, было сильно перестроено в советский период). Вообщем его посещение отложено до следующего визита в Бухару) пишут что в интерьере есть фрески 1930ых годов.

2. Медресе Кукельдаш, 1568-1569


Это медресе (одно из самых больших медресе Бухары, на 160 худжр - комнат для жительства учащихся) было построено в период правления успешного (в конце своего правления завоевал Хорезм а до этого расширил Бухарское ханство вплоть до ныне афганского Балха) Абу-л-Гази Абдулла-хана II из рода Шейбанидов
Заказчиком строительства был эмир Низам Кулбаба, по должности - кукельдаш (переводят как "сердечный друг" или "молочный брат" хана), но, несмотря на перевод, это была "высокопоставленная полицейская должность, в чьи обязанности входило отыскивать врагов государства и противодействовать им".
В советское время медресе закрыли и какое-то время использовали как гостиницу, сейчас там музей, посвященный писателям Садриддину Айни и Джалолу Икрами (они учились в этом медресе).

3. Портал медресе Кукельдаш


Надо понимать, что то состояние майолики и стен большинства памятников Узбекистана, которое мы видим - плод высококачественной - но все-таки реставрации с элементами додумывания, осуществленной в советское время. Если посмотреть, скажем, фотографии Бухары, сделанные Прокудиным-Горским то будет понятно, что состояние памятников было "не очень". Более того, до сих пор в некоторых (особенно популярных у туристов) местах продолжается не то, что реставрация, а иной раз и "достройка" памятников, добавление не существовавших ранее объемов и т.д.

Абдулла-хан II был последним удачливым "бухарским Шейбанидом" - по окончании его правления государство стало разваливаться и в начале 17 века династия сменилась - Бухарой и Мавераннахром стали править Аштарханиды - "произошедшие от астраханских ханов из дома Джучи".
Во время их правления (как, впрочем и до его начала - ислам ведь был отдельной духовной силой, не вполне смешивавшейся со светской властью) большую роль в государстве играли джуйбарские шейхи (ходжи) "носители идеологии суфийского ордена накшбандиев" - в ближайших окрестностях Бухары находится их грандиозный некрополь Чор Бакр (там тоже не были).

Один из джуйбарских шейхов - Ходжа Хаким Дагбеги - был, скажем так, духовным наставником Имамкули-хана из рода Аштарханидов а также его дяди (по материнской линии) Надира из узбекского рода арлат. Вот этот Надир, занимая должность диван-беги (второго по значимости чиновника, ведающего поступлением налогов в натуральной и денежной форме), видимо был "девелопером того времени" - планировал, строил, эксплуатировал разные "объекты" (и не только в Бухаре) - конечно с учетом исламской системы, предполагающей преференции духовным лицам и, как бы, меценатство в их пользу.

4. Ханака Диван-беги, 1619-1620


Ханака - "приют" членов суфийского ордена (очевидно - накшбандии) - одновременно храм и гостиница, была построена Надиром Диван-беги. Это массивное строение с крестообразным залом под куполом и худжрами в углах, высокий портал фланкирован башнями с лестницами. Мозаичная надпись по контуру портала и в тимпанах со временем почти исчезла (исторический кадр ханаки есть на снимках Прокудина-Горского) и была восстановлена в 20 веке.

5. Ханака - вид с юго-запада (внуть не попали, была закрыта)


6. Портал ханаки


7. Ханака Диван-беги эффектно смотрится с отражением в водах водоема Хауза Диван-беги, который тоже (нетрудно догадаться) построил Нодир


Этот хауз - самый крупный искусственный водоем средневековой Бухары. Его вырыли около 1620 г. Размеры водоёма - 45,5x36 м, глубина - до 5 м. Он вмещает более 4 тыс. куб.м воды, которая поступает из арыка Шахруд. Берега хауза Диван-беги имеют каменные ступени, которые позволяли бухарским водоносам наполнять чистой водой кожаные бурдюки.

Скопирую сюда историю о строительстве этого хауза (взял с buxara.org)

Говорят, что когда Надир-Диван-беги построил ханаку, на месте существующего хауза было большое домовладение, принадлежащее вдове - еврейке. Диван-беги решил, что это место, идеально подходит для устройства водоема при ханаке. Он обратился к вдове с предложением продать свой двор за хорошую цену. Но еврейка ни за что не соглашалась.
Диван-беги тогда повел её к хану, будучи уверен, что тот принудит ее продать дом. Но Имамкули-хан передал рассмотрение этого вопроса коллегии муфтиев. Мусульманские законоведы вынесли решение, запрещающее отнимать двор у еврейки силой, ибо по их мнению евреи должны пользоваться всеми правами наравне с мусульманами, потому что они платят джизья - налог для немусульман, которые отказываются принимать ислам.

Диван-беги пришлось ограничиться устройством маленького водоема, прилегавшего к дому, где жила несговорчивая вдова, однако он проложил арык до своего нового пруда так, что он проходил прямо под стенами дома вдовы, несмотря на то, что прокладка арыка в этом месте обошлась ему дороже. Через некоторое время, когда вода стала подмывать фундамент дома, еврейка пришла к Диван-беги, чтобы воззвать к его совести. На что он ответил, что мол его предложение остается в силе, и он сейчас же уплатит ей стоимость дома, лишь бы она согласилась продать его. Вдова ответила, что деньги ей не нужны и просит она только об одном, чтобы взамен ее двора ей дали участок земли с разрешением на постройку там синагоги.
Диван-беги согласился на эту сделку и передал в распоряжение женщины, свой участок земли, находившийся в квартале, ныне называемом "еврейским" (маххалли-кухма). Вскоре там была построена первая синагога в Бухаре. Из-за этой истории построенный хауз неофициально называли "Хауз-и-Базур" = "построенный с принуждением"


Вслед за ханакой и хаузом в 1622-1623 гг. Надир Диван-беги построил караван-сарай, предполагая, что доходы от него пойдут на содержание ханаки. Однако "что-то пошло не так" и Имамкули-хан на "церемонии открытия" провозгласил, что открывает медресе. Из-за этого Надиру пришлось перестраивать сооружение - добавить к главному фасаду лоджии, портал и угловые башни, а также надстроить второй этаж худжр.

8. Медресе Диван-беги, 1622-1623


9. Портал медресе Диван-беги


10. Птицы Симург - майолика портала медресе Диван-беги


Считают, что идея использовать в оформлении здания караван-сарая изображения птиц, оленей и человека-солнца была заимствована Надиром Диван-беги из Самарканда, где, по заказу Ялангтуш-бия из узбекского рода алчин уже было построено медресе Шер-дор с многоцветным декоративным оформлением, включающим изображение солнца, тигров и антилоп. По-видимому это было своеобразным обращением к иранской, зороастрийской теме - прошедшей, правда, через суфийское переосмысление, выражавшееся в том, что изображения живых существ в узбекских памятниках редко являются "изображениями которые сами-по-себе" - чаще, почти всегда они сложены из иероглифической вязи. Но - не на этом портале, здесь вполне себе птицы, несущие добычу в когтях.

11. Внутри медресе устраивают фольклорные представления


12. Поснимал майолику над худжрами


13.


14.


15.


16. Детишек на фоне портала медресе


17. За ханакой Диван-беги стоит мечеть Магоки-Аттари "мечеть в яме" - сооруженная (впервые) в 10 веке и расчищенная в советское время


18. Мечеть Магоки-Аттари с юго-запада


19. Купол Токи Саррофон - древний пункт обмена валюты (отчасти сохранивший свое назначение)


20. За мечетью Магоки-Аттори - поле с раскопанными фундаментами караван-сараев


21. Около берега хауза - древние чинары (чинара это платан, Platanus orientalis - однако платаны здесь не очень-то похожи на европейские - это связано, думаю, с возрастом и, возможно, с жизненной формой)


22. Беседуют местные (в куполе снята сцена)


23. Дед перелистывает купюры - в Узбекистане расплачиваются пачками денег, поэтому их перелистывать - отдельное занятие


24. Официант из чайхоны у береха хауза


25. Лена и памятник Ходже Насреддину (у котрого здесь все фотографируются)


26. Гостиница "Фатима" - снаружи видна дверь, надо войти во двор


27. Гостиница "Фатима" - два этажа комнат, наверх поднимаешься по деревянной лестнице


Источники текстов - о Бухаре, о истории Бухары, Тур-Уз, buxara.org.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

alexjourba: (Default)
alexjourba

July 2017

S M T W T F S
      1
2345678
91011 12131415
16 17181920 2122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 20th, 2017 08:07 am
Powered by Dreamwidth Studios