alexjourba: (Default)
[personal profile] alexjourba
1. Так выглядит комплекс мавзолея Пахлавана Махмуда если смотреть на него с северо-запада, через большую площадь, не которой, местами, раскапывают фундаменты снесенных зданий


На фото видно, как мавзолей сливается с другим крупным комплексом - медресе и минаретом Ислам-Ходжи, поэтому я соединил фотографии и рассказ об истории памятников в один пост - хотя возникли они в разное время и по разным причинам.


Мавзолей Пахлавана Махмуда (Pahlavon Mahmud maqbarasi) можно считать, наряду с древней Джума-мечетью, местным "кафедральным собором", визуальным центром города.
Хотя это не собор а усыпальница - наследие египетских пирамид и скифских курганов, трансформировавшаяся в то, что мы увидим позже в Самарканде в тимуридских комплексах Гур-эмир и Шахи-зинда.

2. Вечерний кадр - справа - ханака Асфандияр-хана (здание начала 20 века)


3. Дневной кадр в похожем ракурсе, чуть дальше - все эти круглые купола - тоже мавзолеи, но похоронены там люди рангом пониже, чем Пахлаван Махмуд


4. Вечерний вид на мавзолей и его ворота со ступеней стоящего напротив медресе Шергази-хана


Кто такой был Пахлаван (богатырь) Махмуд?
По преданиям он был скорняком по профессии, философом и поэтом по призванию, а также имел способность к исцелению людей. Годы его жизни - 1247-1326.
Особенно прославили Пахлаван Махмуда его стихи, в которых богатырь воспевал мужество, честность, любовь к людям. Его называют "хорезмским Омаром Хайямом". Считается, что он автор более 300 рубай, - традиционных восточных четверостиший любовно-философского содержания, в которых Пахлаван Махмуд прославлял земную жизнь со всеми ее горестями и радостями, а также высмеивал духовенство.
О Махмуде как о литераторе можно прочесть, например, по ссылкам - первой и второй.
Махмуд много странствовал и прославился богатырской силой непобедимого борца, который неизменно побеждал своих соперников в Афганистане, Индии, Иране, Ираке. Лишь однажды он потерпел поражение, когда узнал, что его противнику в случае неудачи грозит смертная казнь.
Махмуд был одним из основателей суфийского течения "Жавонмардлик" ("Отвага молодости"), основные принципы которого - щедрость души, милосердие, благородство, скромность и покорность Создателю.
По преданию, поэт был похоронен в мастерской рядом со своим домом. После смерти его стали почитать как пира - святого покровителя Хивы, а его скромная могила стала местом поклонения верующих.

В сущности, идея назначить какого-то святого покровителем города и его "небесным патроном" интернациональна. Всегда есть о ком рассказать гостям в города - можно вспомнить Св.Александра в Бергамо, Св.Параскеву Сербскую в Яссах и так далее. А в Хиве - Пахлаван Махмуд.

5. Во дворе мавзолея висит тканый портрет Махмуда


6. И англоязычное разъяснение о нем


7. Главный портал мавзолея украшен майоликой


8. То же место, но днем


Первоначально здание мавзолея было скромным и небольшим, но, поскольку оно превратилось в популярное место паломничества, вскоре здесь были построены худжры (кельи), ханака и мечети, где паломники могли совершать молитвы.
Первое значимое изменение архитектурного комплекса было осуществлено в начале 18 века при Шергази-хане, построившем новое медресе, ориентированное на мавзолей Пахлавана Махмуда.
В 1810 году после удачного похода Мухаммад Рахим-хан I решил радикально изменить ансамбль. Он реконструировал мавзолей так, что "в ногах" у хивинского святого возник некрополь правящей династии. Здесь стали хоронить членов ханской семьи, и территория мавзолея расширилась на восток и на юг.

Таким образом, в мавзолее, кроме самого Пахлавана Махмуда захоронены Абулгази-хан (1663), Ануша-хан (1686), Ильбарс-хан (1740) и Мухаммад Рахим-хан I (1825).
В 1913 по заказу Асфандияр-хана на западной стороне двора было построено двухэтажное здание на первом этаже которого был похоронен в 1918 году сам Асфандия-хан, а на восточной стороне - летняя айванная мечеть.

9. Дверь усыпальницы


Строительные работы производились под руководством известного хивинского зодчего Мухаммада Мурада. Известны и имена мастеров-керамистов, принимавших участие в оформлении мавзолея - это усто Суфи Мухаммад Нияз и усто Абдулла Джин, определившие хивинский стиль декорирования зданий на многие десятилетия вперед.
В куполе большого ханака (на высоте 25 метров) мастера в обрамлении растительных хивинских узоров поместили 22 рубаи (четверостишия) Пахлавана Махмуда, имена мастеров, отрывки из хадисов, хронограммы (тарих) на языке фарси, на котором и сами упражнялись в стихосложении. В частности, такое

Сто раз я клятву повторю такую:
Сто лет в темнице лучше протоскую,
Сто гор в домашней ступе растолку -
Чем истину тупице растолкую.


Первый из европейцев, установивших прямую связь между Пахлаван Махмудом и автором начертанных над куполом мавзолея рубайатов, был венгерский востоковед и путешественник
Арминий Вамбери, посетивший Хиву во второй половине 19 века под видом странствующего дервиша. Стихи Пахлаван Махмуда, писавшего под псевдонимом Пирьяр-Вали, кроме тех, что были найдены на стенах усыпальницы, не сохранились.

10. Купол ханаки изнутри


11. Внутри достаточно демократично - служители, да и паломники, пьют чай


12. Надгробие Пахлаван Махмуда


13. Окно в стене одной их ханак


14. Паломники у двери в мавзолей


15. Еще раз жители города


16. Вид на мавзолей от медресе Шергази-хана


17. Улица между мавзолеем и медресе Шергази-хана - ведущая к комплексу медресе и минарета Ислам-Ходжи - очень популярна и у туристов и у местных. Вот, например, свадебная процессия


18. Гостья свадьбы


19. Процессия движется дальше - к минарету Ислам-Ходжи


20. Вечером эта улица пустеет


20. И минарет выглядит довольно-таки эпически)


Ансамбль Ислам-Ходжа (Islom Xo'ja Madrasasi va Minorasi), состоит из самого маленького медресе и самого высокого минарета в городе - его высота (с учетом фундамента) - 57 метров, диаметр у основания - 9,5 метров.
Минарет заимствует свою форму у древних минаретов 11-12 веков и опоясан сверкающими полосами облицовок из глазурованных узоров, преимущественно голубых, синих, белых и бирюзовых цветов.

22. Вид всего комплекса Ислам-Ходжа


23. Как написано на табличке у входа в медресе, строительство велось в 1908-1910 годах


24. В декоре главного фасада медресе использованы сине-белые майоликовые облицовки, тимпаны и ленты глазурованного узора


25. Юго-восточную часть медресе занимает мечеть с низким массивным куполом - его видно справа, чуть за минаретом - а на площади перед медресе идет очень активная туристическая торговля


Интересно, что Ислам-Ходжа - заказчик строительства - был главным визирем хивинского ханства при Мухаммад Рахим-хане II (1864-1910) и его сыне Асфандияр-хане (1910-1918).
Он был образованным и дальновидным человеком, не раз бывал в Петербурге, интересовался событиями, происходившими в Российской империи, был сторонником развития коммерческих, деловых и культурных связей с Россией, поддерживал идею создания местной промышленности.
По его настоянию в Хиве были построены первая в ханстве школа европейского типа, хлопкоочистительный завод, больница, аптека, почта и телеграф, мосты и дороги, рассматривались проекты строительства железной дороги.
Однако плохо кончил - был заподозрен в нелояльности хану и пал жертвой заказного убийства.

Пояснения частично заимствованы отсюда
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

alexjourba: (Default)
alexjourba

June 2017

S M T W T F S
    12 3
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 29th, 2017 12:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios